Помощь колёсам и шинам со стороны водителя
2024-12-25
5302
Известно, что одной из основ модного ныне стиля защитного вождения является плавная манера езды всегда и везде. Тем самым, заботясь о безопасности, вы ещё и оберегаете шины от чрезмерных нагрузок. Вот ряд характерных примеров.
При движении в сложных погодных условиях, особенно на скользкой дороге, любому водителю необходим постоянный самоконтроль. На автомобиле, оборудованном электронными системами безопасности, нужно сразу же реагировать на срабатывание противобуксовочной системы, и антиблокировочной системы тормозов, и на включение в работу системы курсовой устойчивости.
Если они задействуются, значит, шины не справляются со своей работой. Все сигналы со стороны автомобиля о включении важнейших электронных помощников надо воспринимать как ваши оплошности в управлении.
Умный водитель в подобных ситуациях сразу же снижает скорость до безопасной и начинает точнее дозировать усилие на педалях. Аккуратная работа рулём – ещё один верный способ для того, что не будить спящую до поры, до времени систему контроля курсовой устойчивости.
Таким образом, ценная самокритичность водителя оказывает реальную помощь шинам, которым и как-то непросто цепляться за скользкую поверхность дороги.
Кроме того, водителю необходимо быть максимально сосредоточенным во время сильного снегопада, и сразу после него, пока проезжая часть какое-то время остаётся нечищеной. А когда на двух полосной дороге в рыхлом снегу накатаны только две колеи, желательно двигаться именно по паре полосок своего направления без каких-либо перестроений. Но если дорожная обстановка вынуждает вас, например, объехать стоящее на вашей полосе транспортное средство, или же вы решаетесь обогнать явного тихохода, то пересекать снежные валики между колеями надо одним точным и безопасным приёмом.
Само собой разумеется, до принятия решения об обгоне или объезде вы должны убедиться в том, что встречная полоса свободна и, соответственно, у вас есть запас времени для выполнения манёвра. После этого вы заранее ускоряете автомобиль в наиболее устойчивом положении по своей колее, сокращая дистанцию до движущегося впереди транспортного средства. Набрав скорость для опережения, в подходящий момент слегка коротким поворотом руля нацельте машину под острым углом к встречной колее, причём – строго по прямой! Руль крепче держите в руках, и тогда ваш автомобиль чётко, без всяких вихляний, пересечёт снежные валы. А как только машина займёт место в новой колее, можно и нужно добавлять «газ» для скорейшего завершения обгона, двигаясь прямо по тем же самым накатанным полоскам. Заканчивать обгон следует точно так же, одним чётким нацеливанием автомобиля в сторону теперь уже своей полосы, снова под острым углом и опять-таки по прямой. Ведь в положении «прямо» передние колёса режут снег без боковых усилий, а задние колеса катятся за передними след в след. В отличие от вариантов с извилистыми траекториями здесь обгон, как правило, выполняется штатно, без стресса.
В зимнюю пору нельзя забывать о такой опасности, как всплывание катящихся колёс над рыхлым снежком по мере увеличения скорости. По степени угрозы для безопасного движения оно сопоставимо с так называемым аквапланированием, возникающим при езде по участкам, покрытым слоем воды. Собственно, и термин «слэшплэннинг» в вольном переводе означает планирование, своего рода низкий полет над слоем подвижной снежной массы. Чтобы не утратить контроль над автомобилем на заснеженной дороге, никогда не спешите и не делайте резких движений рулём. Снизьте скорость, дайте шинам возможность как следует уплотнять мягкий снег и после этого надёжно цепляться за утрамбованную поверхность.
Но иногда снега бывает так много, что проезжая часть перекрывается перемётами. Такие последствия сильной метели требуют особой тактики их преодоления. Короткие перемёты длиной 5-10 метров следует пробивать с разгона за счёт инерции автомобиля, вновь удерживая руль в положении «прямо», иначе машина быстро уйдет в сторону и зароется в сугробе. Ну, а длинные участки с толстым слоем снега придётся либо расчищать лопатой, либо ждать помощи в буксировке через перемёт со стороны водителя какого-то более проходимого транспортного средства. Ведь когда под днище автомобиля набивается спрессованный снег, любые шины, с любым рисунком протектора и с любым количеством шипов оказываются совершенно беспомощными! Конечно, работа лопатой по расчистке снега и удалению его из-под днища поможет шинам вновь зацепиться за твёрдую поверхность. Вопрос только в том, сколько на это уйдет времени? В этой связи необходимо помнить железное правило: «Включайте все механизмы повышения проходимости до въезда на препятствие». Заметьте: именно «до», а не «после», когда машина уже застрянет! Понижающая передача, подключаемый полный привод, блокировка межосевого и межколёсных дифференциалов – используйте весь арсенал, заложенный в конструкции вашей машины. И даже если у вас обычный моноприводный автомобиль, который оснащён только противозаносной системой либо антипробуксовочной системой, отключите на время такую страховку нажатием клавиши. Это нужно для того, чтобы электроника не «душила» мотор при первых признаках пробуксовки ведущих колёс.
У автомобилей с автоматической коробкой целесообразно зафиксировать включение второй передачи в ручном режиме. Таким образом вы исключите возможные заминки в работе АКПП из-за попыток самостоятельно переключаться вверх или вниз в самое неподходящее для этого время. А если у вас не будет провалов в передаче крутящего момента к ведущим колёсам, то вы имеете больше шансов на успешное продолжение снежной преграды.
Теперь о другом. Как выбраться из обледенелой колеи при попытке разъезда со встречным автомобилем? Ведь и в этом случае шинам, скользящим поперёк ледяного желоба, тоже нужно помочь!
В такой ситуации умелый водитель использует инерцию передней части автомашины. Двигаясь по колее с небольшой скоростью, 5-10 км/час, он быстрым вращением руля направляет передние колёса сначала допустим, влево и тут же без паузы выкручивает руль вправо, если целью является выезд на правую сторону. За счёт такого маневра колёса как бы оттолкнуться от левой стенки колеи и создадут мощный толчок для передней части автомашины. Импульс инерции, если всё правильно рассчитывать, легко выносит переднюю ось из ледяного плена.
А там постепенно на свободу выбираются и задние колёса. Эффективный приём контрсмещения несложно освоить во время непродолжительной тренировки.
Впрочем, в описанных условиях можно поступить по-другому. Например, засыпать участок колеи выше краёв снегом с обочины или из ближайшего сугроба. Тут всё проще простого: притопчите ножками рыхлый снежок и выезжайте по созданным вами бугоркам из ледяной ловушки. Нет колеи – нет проблемы.
Как вариант, ещё можно вырубить в ледяных кромках две глубоких дорожки под острым углом, которые, словно рельсы, выведут колёса в сторону.
Ещё и для этого желательно возить с собой топор и крепкую штыковую лопату.
Итак, делаем выводы. Если шины не справляются со своей работой, им надо помогать. Желаю вам никогда не застревать в любых погодных условиях!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович