• Шины Грузовые/Спец/Сельх.
  • Шины Легковые
  • Мото/Вело/Квадро шины
  • Диски Легковые
  • Диски Грузовые
Шины Грузовые/Спец/Сельх.
Шины Легковые
Мото/Вело/Квадро шины
Диски Легковые
Диски Грузовые

Предпочтение при выборе шин

2025-04-28

1497

Новость
Новость

Как говорят: «сколько людей – столько и мнений». Часто встречающейся темой обсуждений среди водителей являются критерии выбора шин. С точки зрения профессионалов, круг основных требований к шинам чётко очерчен. Все ключевые характеристики каждой модели многократно проверяются, в том числе и в сравнительных испытаниях на автодромах. Цена изделия, экономичность автомобиля, длина тормозного пути, скорость с начала аквапланирования и ряд других показателей доступны вниманию широкого круга автовладельцев. Каждый волен выбирать, что для него важнее. Но вот про существование расчётного пробега до критического износа протектора многие даже не знают.

Между тем, практичные немцы при всесторонних испытаниях разных шин с одинаковой размерностью во главу угла ставят эффективность затрат на покупку конкретной модели в сравнении с конкурентами. Арифметика довольно проста, и для её понимания достаточно одного примера. В числе 13 испытанных шин с размерностью 205/55R16, самая износостойкая из них по расчётам выхаживает в среднем 54 000 километров пробега. Её цена у нас составляет 7300 рублей. На другом конце рейтинга проходимости располагается в принципе тоже довольно крепкая шина, но её расчётный ресурс определён в 22 500 километров при цене 4500 в том же рублевом эквиваленте. Делим потраченную сумму на количество тысяч километров при планируемом сроке службы и получаем интересный результат.

В первом случае 7300 делим на 54, получаем 135 рублей с хвостиком. Для второй, изначально более дешёвой шины, расклад будет иным, 4500 делим на 22,5 и получаем 200 рублей. Образно говоря, на такую сумму истирается протектор покрышки за каждую 1000 километров пробега. Что выгоднее – сначала заплатить подороже и проездить на хороших шинах намного дольше, или же взять самый дешевый вариант с учётом того, что его хватит максимум на пару сезонов? Решение, как всегда, за владельцем.

А ведь среди упомянутых 13 моделей из популярного за границей тестирования встречаются цифры расчётного пробега 52, 41, 28 и 35 тысяч километров при плюс-минус похожей цене.

Поэтому, прежде чем сделать окончательный выбор, есть смысл поискать в интернете другой показатель той самой износостойкости. Кстати, по американским стандартам на боковине покрышки должна располагаться соответствующая надпись «TREADWEAR» и рядом с ней условное число от 100 до 600. Чем больше эта цифра, тем выше ходимость шины.

За минимальное значение «100» берётся ресурс самой нестойкой в плане износа шины, рассчитанной примерно на 36 000 километров пробега. Большая цифра – 180, 200, 300, 400 и т.д. – это проценты, указывающие увеличение прогнозируемого срока службы по сравнению со взятой за точку отсчета наименее выносливой шиной. Конечно, такие цифры весьма приблизительны. Они справедливы для идеальных условий эксплуатации с плавной манерой вождения и умеренным скоростным режимом. Но тут есть одно «НО», существенное увеличение износостойкости за счёт применения более жёсткого и твёрдого состава резины может повлечь за собой ухудшение других важных свойств.

К примеру, надо быть готовым к увеличению тормозного пути при экстренном замедлении или к повышенной шумности при движении. Конструкция любой шины – это всегда компромисс. Достичь идеальных показателей по всем направлениям невозможно. Тем не менее, если шина сделана крепкой и качественной, то, небольшая разница в основных показателях по сравнению с премиальными моделями в обычных условиях эксплуатации не имеет существенного значения. Да, разница в длине тормозного пути при экстренном торможении со скоростью 60 км/час между лучшей и не самой совершенной моделью может достигать полутора, а то и двух метров. Но, во-первых, вспомните, когда вам приходилось тормозить с приличной скоростью в пол, вплоть до полной остановки автомобиля. На самом деле, чтобы не допустить столкновения, гораздо важнее не сцепные качества шин, а внимательность и сосредоточенность водителя при соблюдении дистанции.

Вспомним, из чего складывается остановочный путь авто и посчитаем расклад процесса по времени. Водитель увидел препятствие, оценил опасность и нажал на тормозную педаль. Это время, время реакции, может отличаться у разных водителей, но по статистике среднее время реакции составляет 1 секунду. Далее следует время срабатывания тормозных механизмов. При гидравлическом приводе на отклик тормозной системы уходит ещё полсекунды. На тяжелых и крупногабаритных транспортных средствах с пневматическим приводом рабочих тормозных механизмов время их полного включения растягивается на одну, а то и на две секунды. И лишь только потом в работу по замедлению вступают шины. Теперь посчитаем в метрах. На очень умеренной городской скорости движения в 60 км/час автомобиль за секунду проезжает 16,6 метра и это только за время, пока водитель сообразит, что надо немедленно тормозить. А ведь потом ещё надо полсекунды или 25 метров движения без снижения скорости. В итоге первая и вторая части остановочного пути на сухом асфальте оказываются заметно больше, чем конечный путь торможения. Поэтому ключ к безопасной езде надо искать в первую очередь в себе, а не в выборе максимально цепких и дорогих шин.

Находясь за рулём во время движения, не отвлекайтесь на посторонние дела и разговоры по телефону, либо на эмоциональное общение со своими попутчиками. Ведь, повторюсь, достаточно зазеваться всего лишь на одну секунду, и машина даже на скорости 60 км/час окажется дальше без малого на 17 метров.

В критической ситуации это означает, что беда, которой можно было легко избежать, случается не из-за недостаточно цепких шин, а из-за невнимательности водителя. Действительно, разница в 1-2 метра при экстренном торможении при указанной скорости крайне мала по сравнению с тем расстоянием, которое проедет без замедления автомобиль под управлением рассеянного водителя.

Вывод: для безаварийной езды марка и модель шины далеко не самые важные, поэтому особо не ограничивайте себя в широте выбора шин нужной грузоподъемности и размерности. Лучше сосредоточьтесь на выработке манеры так называемого «защитного вождения» для того, чтобы лишний раз резко не тормозить и тем самым не напрягать шины. Постоянно сканируйте взглядом пространство перед автомобилем от того, что видно вдали, и затем переводите свой взор ближе к капоту. Кроме того, каждые 6-8 секунд оценивайте обстановку в зеркале заднего вида и не забывайте контролировать безопасный интервал слева и справа. Безопасная дистанция. Само собой.

Создавая себе запас свободного пространства спереди, сзади и по бокам, вы формируете вокруг своей машины виртуальную, воображаемую капсулу безопасности. Тем самым, всегда и везде вы обеспечиваете запас времени на принятие правильного решения. Вовремя увидел, вовремя снизил скорость, вовремя притормозил – тогда любые шины сработают так, как надо. И тем не менее, запрет езды на изношенных или поврежденных шинах никто не отменял.

Не стоит пытаться обмануть судьбу, эксплуатируя негодную авторезину. Помните про справедливые житейские истины, согласно которой скупой платят дважды.

Наш эксперт: Залознов Василий Иванович